Спешим поделиться новостью: в нашем парке концертной аппаратуры снова пополнение, и снова, усилителями итальянской компании POWERSOFT. На этот раз было приобретено и подготовлено к эксплуатации также два прибора: POWERSOFT DIGAM Q4002 и POWRSOFT DIGAM D2002. Последний, кстати, имеет самую малую из имеющихся у нас итальянских аппаратов мощность и с лихвой заменит выводимый из эксплуатации и проработавший около 15 лет «обычный» (не импульсный) усилитель.

IMG_0140

Ремонт усилителя Powersoft Q4002

Сегодня я хотел рассказать об ограничителе выходной мощности в этих усилителях. Когда оборудование POWERSOFT только появилось на российском рынке (а было это в конце 90-ых), в стане прокатчиков сразу пошли разговоры, что эти «Поверсофты» не могут долго «держать мощность», в них кругом сплошные лимитеры, потому в отличии от традиционных аналоговых аппаратов они плохо работают с «динамичной» музыкой, искажая звучание и динамический диапазон сигнала. Так есть они, эти «ограничители» в схемотехнике POWERSOFT и так ли заметны они на слух? Отвечу как инженер электронщик-ремонтник и как концертный звукорежиссёр.

Как «технарь», которому необходимо знать схемотехнику и программную часть того что ремонтируешь, отвечу «ДА», они в схеме ЕСТЬ. Причём, их можно совсем и полностью отключать, НО (!), это является СУГУБО СЕРВИСНЫМ (!!!) режимом работы для наладки или ремонта оборудования. Посему долго «держать» постоянную максимальную выходную мощность в штатном режиме работы не получится. Уменьшение сигнала примерно на 2-3 дБ произойдет, что называется, «автоматически» где-то через 5-7 сек. после достижения максимальной громкости и если входной сигнал будет оставаться таким же по уровню и в дальнейшем.

IMG_0141В одном рекламном проспекте про POWERSOFT я как-то прочитал, что основными ценностями, которые определила для себя компания являются – НАДЕЖНОСТЬ, СТРАСТЬ, ИННОВАЦИИ, ЭКОНОМИЧНОСТЬ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ. Так вот эту функцию, наверно, как раз и можно отнести к той самой «жизнеспособности».

Данный эффект очень хорошо заметен на экране осциллографа при тестировании усилителей после ремонта или во время диагностики при подаче на вход испытуемого аппарата синусоидального, а лучше, прямоугольного сигнала. Я иногда специально выключаю ограничитель, и, подав меандр на вход, наблюдаю за сигналом на нагрузке, чтобы выявить одну из довольно типовых «болезней» этих аппаратов. Если ограничитель будет работать, то, как я писал выше, через несколько секунд после достижения максимальной мощности произойдет «тихенькое» и довольно плавное снижение выходного сигнала. И вот тут возникает одно большое «НО», ведь реальный музыкальный сигнал, это совершенно другое, нежели испытуемый сигнал с постоянной амплитудой, даже при современной тенденции к очень большому RMS в звуковой программе (фонограмме).

Одно уточнение, я совершенно забыл сказать, что произойдёт дальше с «выходом», если сигнал на входе уменьшится. После снижения его уровня, через некоторое время (кстати, это время зависит и от нагрева усилителя и от нагрузки) произойдет обратный процесс, и прежние параметры восстановятся. И вот тут я хотел бы ответить на поставленный вначале разговора вопрос как звукорежиссёр. Музыкальный сигнал с очень высоким RMS, конечно, тоже приведёт «оживанию» этого ограничителя и уменьшению выходной мощности, но на слух для зрителя он не заметен. Во время мероприятия, периодически поглядывая на рэк с усилителями, я иногда вижу что «лампочки индикаторов» на усилителях как-то на взгляд «прыгают поменьше», однако, слуховой разницы не заметно.

IMG_0145Усилители POWERSOFT прекрасно «справляются» и музыкальным материалом, который имеет, напротив, очень большой динамический диапазон. Скорость нарастания сигнала высокая, благодаря чему резкое изменение амплитуды сигнала абсолютно не приводит к его искажению. Это тоже, кстати, очень хорошо заметно на осциллографе, при подаче на вход периодически повторяющихся импульсов.

Подводя итог, скажу что данное ограничение мощности действительно существует, но существует исключительно как «защитная реакция» усилителя, пусть, формально, и приводящая некоторому «ущемлению свободы», если можно так выразиться.

Да, и в заключении, ещё. За время прошедшее с начала моей непосредственной работы с этой итальянской продукцией, на нашем ремонтном столе побывали усилители не только из нашего региона, но и из других весьма отдалённых от нас городов страны (сейчас век транспортных и курьерских компаний, и пересылка из любой точки России давно не проблема).  Так, что не стесняйтесь, звоните-пишите-присылайте, «вылечим» Ваши «софты» :-).